В конце 20-х годов был взят курс на укрепление государственного сектора экономики. Началась индустриализация страны. Вопросы размещения производственных сил решались на уровне правительства СССР в плановом порядке.
В начале 30-х годов вдоль железной дороги стали организовываться леспромхозы. Открылся леспромхоз и в Ильке под названием Улан-Удэнский. Первым директором был орденоносец - Александр Степанович Воеводов. В 1932 году были открыты лесоучастки Улентуй, Дарданкул, Тибигуты, а в 1937 году - Эрия. С той поры леспромхоз стал называться Эрийским. В это время шло большое индивидуальное строительство. Разрослась улица Большая, переименованная впоследствии в Железнодорожную. Появились улицы, названные в духе того времени Стахановская, Трактовая, Школьная, Профсоюзная. Леспромхоз строил двухквартирные дома, некоторые из них стоят и до сих пор. На строительство лес вывозился по лежнёвкам конной тягой. С водой было напряжение - близко находились грунтовые воды. Вода была жёсткой, без настоя золы бельё не простираешь. Воду носили через железнодорожные пути с водокачки. По улице Советской стояли ИТР-овские дома, и у дома директора выкопали очень глубокий колодец. Вода там оказалась очень вкусной. Прозвали тот колодец - Воеводовским. Так его и зовут старожилы до сих пор.
Леспромхозом руководил Иван Феликсович Закревский. Пока строились, техники никакой не было, лес пилили вручную. Орудиями труда были топоры, пилы да лопаты. Стали появляться первые газогенераторные автомашины «газгены». Они заменили лошадей. В это же время ближе к железной дороге строятся нижний склад, шпалозавод. Шпалы были нужны для прокладки железнодорожных ответвлений и тупиков к предприятию. Вывозка леса увеличивалась. Стало расти население Ильки.
Памятен и директор ЛПХ, сменивший Закревского И.Ф. В Ильку приехал ещё один орденоносец - Белинский С.А., с именным револьвером от командования армии. Немного из биографии Степана Антоновича. Родился он в 1903 году в Горхоне. Его сестра Анна Антоновна Суняшкина-Белинская родилась в 1900 году. С.А. Белинского знали как в районе, так и в республике, как командира партизанского отряда в Забайкалье. С 1935 по 1937 годы он был председателем колхоза в Мухор-Тале. Там они ближе познакомились с Зубакиным Петром Андроновичем, с которым пути жизненные пересекались при партизанском движении. Когда он был направлен в Ильку директором ЛПХ, жил на квартире у Зубакиных до приезда своей жены Евдокии, 1913 года рождения, уроженки села Новая Брянь. Своих детей у них не было, и они помогали растить детей сестры, Надю Суняшкину считали своей дочерью. Евдокия Ивановна была доброй и умной женщиной. Даже когда Степан Антонович жил с семьёй уже в своём доме, то младший сын Зубакиных Шурик ходил к ним, и Евдокия Ивановна помогала ему по математике. Позже С.А. Белинского отправили помогать в открытии Хандагатайского механизированного лесопункта на базе узкоколейки. Ответственный, талантливый руководитель С.А. Белинский был занесён в Книгу Почёта Бурят-Монголии. Предки А.С. Белинского когда-то были тоже высланы в Сибирь из средней полосы Российской губернии.
Вот уже открыто пять участков Эрийского ЛПХ: Дарданкул, Улентуй, Тибигуты, Кундулюн и Эрия. Леспромхоз становился одним из передовых в республике. Ещё один из запомнившихся директоров ЛПХ - Афанасьев Сергей Мефодьевич. Строятся объекты соцкультбыта. Начато строительство нового двухэтажного деревянного здания клуба, где наверху была библиотека. На открытие клуба свободных мест не было. Были приглашены артисты театра оперы и балета. Лхасарана Линховоина и соло из балета Ларисы Сахьяновой. Бурятия поистине песенная республика.
1957 год. Уже закрыт лесоучасток Тибигуты. Рабочие отправлены по другим оставшимся участкам. Внук Фёдора Вставского - Гавриил Вставский и Пранас Будгинас из сосланных литовцев пришли работать в Дарданкул. На участке Улентуй учитель Соболев руководил художественной самодеятельностью.
Бывший начальник отдела кадров Ц.Д. Дондуков был отправлен на учёбу директоров предприятий. На время повышения квалификации за него оставалась главный инженер Шатилова Евгения Ивановна. Эта волевая женщина в руководстве не уступала мужчине. Участки работали слаженно и почти всегда получали всесоюзные премии. Начальники менялись, а вот мастерский состав до закрытия ЛПХ работали без замены. Начальники участков: Клевцов Ф.В., Тимченко И.А., технорук Щербаков, механик И. Шевелёв, мастер на тракторной трелёвке Александр Трищенко.
Пока Дондуков учился, послали нам нового директора по фамилии Смирнов. Окончив учёбу, Дондуков Ц.Д. вернулся в свой родной ЛПХ. В то время готовили лес в урочище Ехи-Горхон.
Человек обживал новые места, неважно по какому жизненному случаю. После Великой Отечественной войны, население Сибири и Забайкалья выросло за счёт ссыльных узбеков, туркменов, татар, молдаван, грузинов, литовцев и украинцев. Так в Эрии преобладали литовцы. Мастеру Надежде Петровне Никуловой-Матвеевой запомнились трактористы - Альберт Арамовичус, Марцинкевичус, Галкин; вальщики леса - Альгис Арамовичус, Баублис Стасис, С. Барташус, Масленников, Лукин, Валеевы, Степан Григорьев; сучкорубы - Баублите, Галкин, Маркевичуте, Николай Васильев; сторож - Маркевичус.
Никонов Николай Александрович был очень добрым и справедливым начальником. Технорук Леонид Перфильевич Сизых вёл весь технологический процесс, а жена его учила детей грамоте. Жили очень дружно. Продавцом работала Л.Я. Вокина. Люди были честными по отношению друг к другу. От получки до получки писала она, кто на сколько «наточковал». И ни разу её не обманули. Это сейчас народ стал завистливым и жестоким, не задумывается, кого и как накажут. На работе в лесу не было случаев пьянства. Литовцы с получки ехали в Улан-Удэ, закупали вещи и посылали их в Литву. Русские и буряты, коренные жители, никогда не унижали сосланных. Как и раньше многие поляки женились на русских. Люба Вокина вышла замуж за Славу Барташус. И даже после очередного отпуска не вернулся в Литву Слава. В школе он был любимцем класса. Да и братья его уже были похоронены на кладбище Ильки. Закрылась Эрия, и Слава Барташус остался на Илькинском АРЗ. Любовь Яковлевна стала начальником ОРСа до самой перестройки.
Никонова Н.А. сменил Тимченко И.А., после которого начальником лесоучастка Дарданкул стал Фёдор Клевцов. Завхозом был Анвар Шамаев, пекарями Посметюк и два его сына. Работали, считай, на весь леспромхоз, выпекали круглый подовой хлеб, вкусней которого не было. Позже на пекарне работал Степан Клыков. Если в Эрии работали в основном сосланные в 1946 году, то в Кундулюне трудилось больше русских: Иван Добрынин, Илья и Николай Ковалёвы, братья Борис и Степан Сокоревы, Марков, Михаил и Григорий Терентьевы, Василий Постоялко, Гузаковы, Николай Степанов, большая семья Егора Овсянникова растила 11 детей, два брата Болоневых, Кузьмин. Конюхом работал Аносов, мастером - Иван Михайлович Асташов, позже завхоз ЛПХ.
Из всех участков самый красивый пейзаж в Кундулюне, и к тому же, там бил из-под земли родник - Кундулюнский Аршан. Уже не было и леспромхоза, а илькинцы в самодельных деревянных ваннах лечились на этом диком источнике. По дороге встречаются пенсильванская красная лилия, красоднев малый - жёлтая лилия, карликовая лилия - саранка, купальница азиатская - наши любимые жарки, касатик гладкий - ирис, а ранней весной из-под земли выбивается прострел аянский - подснежник. Взгляд над землёй поднимешь, и рододендрон сибирский - багульник зовёт наклониться и попробовать вкус цветка. Не хочется покидать, тебя тянет в лес в любое время года. А летом и осенью с ночёвкой.
На Дарданкульских заимках подрастал паренёк Цырен Дондуков. Но он ещё не был директором, а начальником отдела кадров. Инспектором ОК - Евгения Степановна Мороз.
Каждому поколению людей достаётся своя судьба, свои радости и неудачи, потери и обретения. Поэтому судить, какому поколению людей было тяжелей - дело неблагодарное. Досталось всем ранешним поколениям, достаётся и нынешнему. Рад бы забыть многие трудности и горести, но как забыть погибших во время Отечественной войны, потери в тылу. Память беспощадна. «Это воспоминание о моём и более старшем поколении», - говорит заслуженный работник лесной (деревообрабатывающей) промышленности Бурятии, ветеран труда Пётр Стрежнев, который вместе с Романом Пименовичем Мороз возили лес в Эрийском ЛПХ. Пока он жив, считает, что обязан рассказать нынешнему поколению о делах давно минувших. Эти воспоминания приводятся дословно. Думается, что они будут интересны, потому что речь идёт о трудных, но замечательных делах более старшего поколения, у которого молодость прошла во время войны.
«Из глубин памяти возникает картина: движущаяся на малой скорости по лесовозной дороге гружённая лесом машина курьёзного вида. Эти машины назывались «газгенами», заправлялись и работали на дровах-чурочках, поэтому она была опоясана трубами разного диаметра, высоты и разного назначения. Стоящая справа труба высотой более 2х метров и в диаметре около полуметра называлась бункером и служила для сгорания топлива - чурочек. Остальные трубы служили для очистки и охлаждения рабочей смеси и подачи её в чистом виде в карбюратор - смеситель. Вид этой машины был непривлекательный, а работа на ней небезопасной. Но шла война, затем восстановление, и лес требовался разрушенной войной стране. Для шахт нужен был крепёж, для железных дорог - шпалы, для строительства жилья - брус, доски. Поэтому лозунги типа «дадим стране больше леса» висели везде.
Работа шофёром на этой машине была утомительной и небезопасной для жизни и здоровья. Кроме того очень затруднительным был запуск двигателя. Можно было сутками биться в попытке завести двигатель, причём безуспешно. В такие моменты шофёр почём зря ругал машину, давая ей всевозможные названия - «вонь-огонь на колесах», «бочка с дымом» и более крепкие. Но когда заработает двигатель, машина тронется в путь - её ласково: «О ты мой, «чуркобеккер», тем самым сравнивали её с американской машиной марки «Студебеккер». Была бы возможность поставить на выставку тот допотопный автомобиль с современной дорогостоящей машиной, даю гарантию, что около неуклюжей машины экскурсантов было бы гораздо больше.
Наравне с трагическими случаями были и смешные. Один бедолага-шофёр свернул с дороги и даже уснул в кабине, и как следствие - угорел. Шофёрское братство тогда было на высоте. Проехать мимо стоящей машины, не узнав причины «стоянки», было преступлением. Вот и этого бедолагу разыскали, он был без сознания. Его откачали, отпоили, привели в чувство. Он начал разговаривать и первое, что он сказал, было: «Это, где и на какие деньги мы так напились?». В ответ был громкий хохот его друзей. Однако кое в чём старые автомобили превосходили современные. Сожжёт чурочку при буксировке - не беда. Куча шишек, сучков всегда найдется в лесу. Вот и поехал дальше».
Что заставило Петра Стрежнева писать воспоминание из прошлого века? Однажды у соседа, молодого парня, не запускался двигатель современного автомобиля. А он взял да и сказал тому, что в своё время запускали двигатели, работающие на дровах, а ты не можешь запустить на бензине. Безусловно, сосед не поверил и попросил назвать свидетелей. - «Кто мог бы подтвердить мою правоту, все они уже ушли от нас». Нет, Пётр, я - прямой свидетель твоего повествования. В 1952 году мне, студентке, пришлось кочегарить «газген». Нас выпускали в жизнь специалистами широкого профиля. Мы должны были знать работу всей техники лесной промышленности того времени от электропил К-5 до ПЭС 12-200, а по предмету «механическая тяга» мы должны были сдать езду на автомобиле. Парни по линии военкоматов ходили на вечерние курсы и сдавали правила движения, и им выдавали права. Инструктор внушал, что если научился водить «газген», то ЗИЛ-ов и МАЗ-ов бояться нечего. В трудностях рождается характер. Однако сравнивать нельзя вывозку леса по лесным дорогам и по плацу бывшего аэродрома. Правда, плиткой выложенный путь переходит в улицу рыхлого песка, там уж не разбежишься. Но главное - раскочегарить бункер так, чтобы поймать «волну», если не с первой подкачки, а с третьей, можешь кричать «Ура!», скорость наберёшь приличную. «Ветерок», он и на «газгене» приятен.
Леспромхозы в то время стали получать машины новых марок: Эрийский - ЗИЛ, Челутай
Кадры ЛПХ были подобраны. Начальником отдела кадров был Н.Д. Дабаин, бывший 3-й секретарь РК КПСС Дульдургинского района Читинской области, инспектором ОК - Ирина Наволоцкая. Планово-экономическим отделом руководил бывший директор школы Н.М. Пацкевич, после него - В.Г. Иржавская, плановиком была Абубакирова. Производство возглавлял И.В. Фрыгин. Инженером-лесоводом работал Алексей Николаевич Бушмелев. Инженером по технике безопасности - П.Н. Бойчевская, после неё - Г.А. Зубакина. И.В. Фрыгина заменил В.А. Евсюков. Отдел главного механика возглавлял Г.В. Бойчевский. Парторгом - Петров, главным бухгалтером - М.Г. Бугуславский, после него - Г.С. Пшеничникова. Бухгалтерами работали В.И. Фролович, Н.И. Инхеев, статистом - Е.С. Кубышкина-Мороз.
Нижний склад возглавлял кумир футбола - Лев Шурыгин, точнее Леонид Антонович Шурыгин, позже - П.В. Афанасьев и Г.Ф. Вставский. Главным бухгалтером был Д.С. Муркин, бухгалтерами работали Г.Н. Перевалова, В.Ф. Баранова, Н.М. Асташова. Мастерами работали: по раскряжёвке - Е.И. Ёлкина-Афанасьева, на погрузке - Г.Х. Шурыгин, Л. Иржевский. Шпалозавод - А.И. Тютрин, второй мастер Г.А. Зубакина вела смену шпалозавода и тарного цеха. Помогали в работе цехов бригадиры Н. Асташова и А. Иванов. Тарный цех вели два бригадира..
Автогараж в разное время возглавляли: Владимир Шатилов, М.М. Ситников, Г.Д. Жерлов, Г. Худорожко. Вулканизаторщиками работали К.Ф. Александров, электриками - Н.К. Шитин, братья Заиграевы. Крановщиками - Г. Галкин, Сурвило, Е. Казаргиз. Кузнецами - П.А. Зубакин, Н.Ф. Афанасьев, Н. Васильчук, В. Безденежных. Дорожным мастером работал Я.Ф. Афанасьев. Ранее, когда лес вывозили на «газгенах», он работал мастером по заготовке чурочек. Последним дорожным мастером работала Л. Майдобура-Шитина. Бульдозеристом - В.Д. Жерлов.
Вывозка леса производилась в три смены. Водительский состав был профессиональным. Они начинали с ЗИС-21 (Жариков П.А.), ЗИС-5, ЗИС-150 и ЗИЛ-151.. А. Котельников, Е.Е. Кашин, Д.И. Неупокоев, Д. Дронов, И.Кривошеев, Ф.Д. Никонов, А.М. Ельчин, В.З. Шитин, П. Стрежнев, Р.П. Мороз, В. Степаненко, В. Иванов, В. Авдеев, Л. А. Иванов, братья Самойловы, Кушнаревы, В. Эрдынеев, Марк Фролов, Н. Фролович, П.И. Шаторный, В. Худорожко, П.Д. Савватеев. Из грузчиков запомнились Б. Ораздурдыев и А.Л. Будников.