Приветствую Вас, Гость

ИЛЬКИНСКИЙ ЗАВОД.

Распоряжением Совета Министров Бурят-Монгольской АССР  от 23 ноября 1951 года и приказом министра  лесной промышленности СССР от 22 февраля 1952 года было принято решение о строительстве рядом со шпалозаводом Эрийского ЛПХ и его железнодорожным тупиком Улан-Удэнских  ЦРММ для производства капитального ремонта автомобилей, передвижных электростанций, электропил, электромоторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Там, где сейчас протянулись от второй половины Трактовой улицы: Советская, Луговая, Заводская, Профсоюзная и Чурилова, в 30-е и в начале 40-х годов шумел сосновый бор, куда босоногие ребятишки и жители Ильки ходили за брусникой и грибами. Вскоре здесь началось большое строительство.

В 1952 году начали расти стены будущего Илькинского авторемонтного завода. Вот что говорит один из первых его строителей Иван Хамхалович Степанов: «Задача была поставлена конкретно и ясно - во второй половине 1953 года сдать в эксплуатацию первую очередь ремонтных мастерских и приступить к ремонту техники. До 18 июня 1952 года коллектив строителей, кроме меня состоял из трёх человек. Это Остапенко, Крауялис и Спиридонов, который до пенсии работал в столярной мастерской завода. С каждым днём бригада пополнялась. Принимали всех, кто хоть немного имел понятие в плотницком деле, да крепко держал топор. Так вскоре нас набралось 22 человека».

Сам Иван Хамхалович был настоящим мастером на все руки. Он руководил строительной бригадой, плотничал, столярничал, вёл кладку фундамента, стен и стеклил окна. С каждым днём на стройку прибывал народ. В основном это были местные жители, рабочие Эрийского леспромхоза, специалисты-механизаторы. Строить нужно было не только производственные помещения, но и жилые дома. Начало поступать оборудование.

За год с небольшим были построены намеченные объекты:  главный корпус щитовой конструкции, кузнечно-сварочный цех, гараж на 2 автомашины, столярка, пожарное депо, котельная, электростанция, материально-технический склад, склад ГСМ, контора с проходной. Всё в деревянном исполнении.

По приходу оборудования из гаража Эрийского ЛПХ сразу же перевели 4-х молодых токарей: трёх парней и одну девушку.  В их числе были Илья Вставский, Александр Зубакин, и Тамара Донских. Нормировщик Е.С. Кубышкина-Мороз. Точили крепёж, круглые фланцы для батарей отопления. Позже для выполнения более ответственных работ из леспромхоза перевели Н.Ц. Цыбикова, С.Л. Степанова, М.И. Гопиенко, И.И. Приходько.  В 1953 году на завод пришёл фрезеровщик высшего разряда И.П. Перевалов.

Строители с поставленной задачей справились успешно. И уже в октябре 1953 года из ворот главного корпуса ЦРММ вышла первая,  капитально отремонтированная машина марки ЗИС-21 с газогенераторной установкой. О которой с любовью писал в своей статье в газету «Вперёд» в 2009 году, как воспоминание, Пётр Стрежнев. Эта статья также включена, как исторический факт - он на ней возил лес, а ремонт делали другие.

На «пятачке» главного корпуса площадью в 1370 квадратных метров размещались цеха: автосборочный, моторный, механический, электроцех, инструментальная кладовая. Это была  первая победа. Специалистов почти не было. Приходилось готовить молодёжь на месте. С этой задачей успешно справились вышеперечисленные специалисты. Первым мастером механического цеха стал Н.Ц. Цыбиков. Он отдавал все свои знания и навыки молодёжи. Токарями работали П. Гончаров, Н. Бурцева, Н. Яковлева и др.

Степан Лаврентьевич Степанов, участник  войны, работал шофером, механиком, завгаражом Эрийского ЛПХ. В 1953 году он переходит на ЦРММ мастером цеха по ремонту автомашин. Опытному специалисту было, где проявить себя, свои способности и умение. Работал он и на других ответственных участках, отлично справляясь с обязанностями.  В подтверждение этого говорит выписка из трудовой книжки « В связи с производственной необходимостью перевести С.Л. Степанова мастером кузнечного цеха…, агрегатного, автосборочного участка, участка реставрации…» и всюду, куда бы ни послали Степана Лаврентьевича, он отдавал работе всего себя.

Мощность ЦРММ намечалась в 390 условных единиц капитальных ремонтов в год. С 1953 по 1959 годы Илькинские мастерские вели ремонт автомобилей ЗИС-5, ЗИС-21,     ЗИС-50, ЗИЛ-151; автопогрузчиков марки 4000, 4000М, 40003 и 4045; автомобильных двигателей - ЗИС-5, ЗИЛ-120, ГАЗ-МК, ГАЗ-51. А также: передвижных электростанций ПЭС-12-200, электропил К-5 и К-6, электросучкорезок, генераторов, автоэлектрокранов. На базе ЗИС-5 изготовлялся автофургон Т-82 для перевозки рабочих.

С  1 января 1959 года Постановлением Бурятского Совнархоза Илькинские ЦРММ были переименованы в Илькинский авторемонтный завод. Курировал ЦРММ главный механик Эрийского леспромхоза Г.В. Бойчевский. Директорами в разное время были Калентьев, И.В. Корчагин. К тому времени были уже построены все необходимые производственные объекты. За время своего существования облик механических мастерских изменился коренным образом. Чтобы наглядно представить себе произошедшие перемены, достаточно сказать о том, что площади под производственные мощности завода увеличились с 1500 кв. м до 12739 кв. м, т.е. в 8,5 раз. Только с 1959 по 1972 годы на заводе построен главный новый корпус, разборо-моечный, инструментальный, кузнечнопрессовой цеха, корпус сварных металлоконструкций, котельная, компрессорная, электроподстанция, ацетиленовая станция, материальные склады, прирельсовая погрузочно-разгрузочная площадка с краном ККУ-7,5 и другое.

В результате проведённого строительства и реконструкции мощность завода в 1972 году по сравнению с 1954 годом увеличилась в 9 раз. В соответствии с ростом мощности в 19,6 раза возрос объём выпуска товарной продукции.

За эти годы произошёл полный структурный сдвиг в номенклатуре: стали ремонтировать автомобили марки МАЗ, их двигатели, изготавливать трелёвочные чокеры штампосварной конструкции, талрепы - приспособления для сплотки древесины на сплаве «Сигар», прицепы - тяжёловозы грузоподъёмностью 20 тонн, автопоезда, лесовозы ЛТ-13 на базе трактора К-700 грузоподъёмностью 40 кубометров, лесовозное металлосварное технологическое оборудование.

Немалой заслугой коллектива рабочих, ИТР и служащих завода, надо считать освоение и производство запасных частей к автомобилям МАЗ: шестерён, валов, а также обработку корпусных деталей к ним.

Выпуск заводом разнообразной номенклатуры стал возможным благодаря организации новых видов производств и внедрению прогрессивных технологических процессов. Только за прошедшее пятилетие по заводу было выполнено более 800 различных мероприятий, которые охватывали внедрение новой техники, совершенствование технологии и механизации производства, повышение качества продукции. Над всеми этими вопросами стояли руководители отделов и коллектива в целом.

Все руководители прошли  большую жизненную практику - от рабочего до руководителя. Анна Бекировна Ращупкина,  имея высшее образование, прошла путь от сверловщика до заместителя директора ООО «Илькалесмаш». Братья Демидовы: старший Пётр Дмитриевич - от дефектовщика до мастера,  младший Пётр Дмитриевич - от мастера до заместителя директора  завода. Нанзат Цыбикович Цыбиков - от токаря до начальника сбыта. Иван Васильевич Дронов - от токаря до начальника цеха.  Иосиф Иванович Матвеев и Павел Семёнович Гончаров - от токаря до учителя по труду. Александр Петрович Зубакин  - от токаря до начальника механосборочного цеха.

Из всей  номенклатуры на заводе осталось изготовление чокеров для лесников. Их изготовление было серийным в кузнечнопрессовом участке, которым долгое время руководил Вставский Харитон Илларионович. За время его руководства участок получил звание «Участок коммунистического труда». За всё время работы участок всегда выполнял плановые задания. На нём трудились:  штамповщик - участник Великой Отечественной войны - Тимофей Кузьмич Матвеев,  братья Геннадий и Илья Борисовы, на затяжке и сборке Виктор Райский, бригада сварщиц арматуры чокера  - (смотрите фотографию) и другие.

 

Нельзя забыть  начальника цеха И.И. Приходько, начальника механосборочного цеха Г.Н. Казанцева, начальника  автогаража Г. Д. Жерлова, начальника ОТК С.К. Брежнева, начальника планового отдела М.В. Сизых;  главного инженера  И.П. Сизых; начальника снабжения Н.Т. Гагарина; инженера снабжения, выходца из Эрийского ЛПХ , З.Д. Жерлову-Фролову; кумира спорта, мастера моторного участка И.А. Шурыгина, подготовившего за себя комсомольца-дружинника А.Г. Гарифулина, который стал надеждой заводчан после перестройки. В наше время завод хоть как-то, но работает. Будем надеяться, что руководство района найдет применение производственным мощностям,  мужчины наши не будут ездить  на работу за пределы села, оставляя дом, детей, хозяйство на женские плечи. Когда же они перейдут с «вахтовки»  и будут трудиться во благо населения Ильки?

Безусловно, подбором кадров занимались руководители. Настало время застоя, предприятия Бурятии находили выход: кормили своих тружеников за счёт открытия подсобных хозяйств, при всех предприятиях и леспромхозах. При Илькинском АРЗ был выстроен свинарник на 100 голов, работу которого возглавляла ответственная труженица Прасковья Степановна Демидова, 1932 года рождения. У неё был небольшой коллектив, в основном, кочегары и свинарки. Сколько было хлопот, чтобы создать хорошие условия содержания поголовья! Был составлен  график забоя по цехам.  На забой выделяли людей из цеха, для которого делали забой. Это здорово поддерживало трудящихся.

Профком вёл дополнительную работу и по созданию продуктового запаса для населения. Новоильинский ОРС в лице начальника Вокиной Л. Я., работал по количественному составу предприятий, соответственно фонды распределялись по предприятиям. К летнему периоду, к уборочной, заготовке ягод, орех - создавалась подпитка населения мясными и рыбными консервами. Профком также распределял по цехам по численности работников. При профкоме работала торговая комиссия, которую возглавлял  участник войны Яков Фёдорович Афанасьев, принципиальный и честный рабочий. Вот так решали проблемы заместители директоров Вставский Г.Ф. и Демидов П.Д..

Позже появились талоны на продукты, даже на табак и стиральные порошки. Всё это вело к перестройке.

Дети Великой Отечественной войны пережили и карточную систему, и очереди за хлебом. Даже по карточным нормам не все могли получить с первого привоза в магазин, что создавало очереди. И  дети ночевали у магазинов, чтобы в утренний привоз принести матерям продукты, пока те были на работе. Наше поколение пережило и неурожайные 1947 - 1948 годы, но всё равно в нашей памяти детство было хорошим, так как закончилась война.

Механический цех начался с нескольких станков, руководил этим видом работ Н.Ц. Цыбиков. Но вот построили новый просторный главный корпус завода, который стал вторым домом для династии Дроновых. Приезжали по направлениям молодые специалисты, среди них был выпускник Рыбинского машиностроительного – Анатолий Нилов. Не успел еще привыкнуть к коллективу, как его взяли в армию в Морфлот, на долгие четыре года. Но ему уже было кому писать письма в Ильку. Познакомился он с внучкой мухорталинского уставщика по женской линии Еленой Жерловой. Переписка обещала свадьбу после демобилизации. Однако, если бы не настойчивый характер моряка, не бывать бы свадьбе. Лена серьезно и тяжело заболела воспалением легких.  Врачи боролись за ее жизнь долго и упорно. Жених написал письмо, что скоро демобилизация, и они будут вместе. Начались бессонные ночи у больной, было принято решение с ее стороны - не обременять здорового парня, стала ждать любимого с твердым отказом. Анатолий встретился с мамой Елены - Анной Савватеевной и заявил ей, что у него серьезные намерения, и он не уступит любимую девушку недугу. Первое посещение было тяжёлым для обоих. Жених отказ не принял. Стал  ежедневно ходить в больницу, и одолели болезнь молодые. После свадьбы родила ему молодая жена двойню, мальчика и девочку. Получили квартиру и зажили  дружной семьей. Анатолий с братьями жены пристрастился к охоте.Все общественники были там, все почины были там. Даже когда шли дни культуры цехов, то баян начальника механического цеха ночевал в подсобке. Перекуры были репетициями. Такой плодотворной жизнью жил весь завод. Были моменты, когда гнали план любой ценой, начальник цеха становился вечером на заготовку материала для станочников. Один раз директор сделал замечание, что дня не хватило, успевать надо днем. Засела обида, ведь все знают, что поставка металла произведена в последние дни месяца. Но не мог он отвыкнуть от полученной практики выполнения плана. Он и на экспонзитовом отдавал работе всего себя. Ни какие причины не могли помешать запланированному. Это было страстью  поколения.

Директора предприятий осуществляли общее руководство, но у них всегда были верные помощники:  партком и профком, которые вели всю культурно-массовую, спортивную и бытовую работу. На моём пути были хорошие трудовые примеры - директор завода К.С. Калиниченко и парторг завода И.В. Корчагин. Их обоих уже нет в живых, но память человеческая безмерна, и мне кажется, что я их знала ещё до завода. Это поколение руководителей отличалось храбростью, стойкостью и мужеством. Это наши спасители - воины освободители. Такими их воспитало время.

Иван Васильевич Корчагин родился в 1918 году в села Нечаево Ульяновской области. Его судьба забросила на восток. Стаж его работы с июня 1936 по сентябрь 1938 года. Дальше служба в армии служба в Красной Армии с декабря 1938 года по 1948 год. В 1939 году - член ВКП (б) с образованием 6 классов - шофёр, участвует в ликвидации конфликта на Халхин-Голе, что подтверждают две медали, одна - от правительства Монголии, вторая - в ознаменование 30-летия со дня ликвидации конфликта. Его военная карьера в 1941 году сопряжена была с трудностями военного времени. Он воевал в составе 5-ой механизированной дивизии отдельной роты ГСМ. В боях под Минском танки стоят без ГСМ, продвижение заторможено. При транспортировке горюче-смазочных материалов от налёта немецкой авиации с нашей пострадало много военной техники. И.В. Корчагин попал под разрыв бомбы и с контузией был доставлен в полевой госпиталь. Долго боролись врачи и отправили его в тыловой военный госпиталь №306 г. Куйбышевка Восточная Амурской области. В 1942 году был признан негодным к службе и поставлен на особый учёт с переосвидетельствованием через год. В 1943 году он уже в распоряжении 6-ой танковой бригады. С 10 ноября 1943 года по 10 мая 1945 года - учеба в высшей офицерской автомобильной школе Красной Армии по профилю командиров рот.

Орден Красной Звезды украшал его праздничный костюм, должен был вручён второй орден - Великой Отечественной войны, но не дожил И.В. Корчагин. Орден вручён родным (посмертно). С другой стороны пиджака - 2 медали за Халхин-Гол, две медали за Победу над Японией, 8 медалей  за Победу над Германией и юбилейные медали.

В 1952 году он направляется на курсы при обкоме КПСС. По окончании 9-месячных курсов,  работает зав. промышленным  отделом РК КПСС Заиграевского района.  В 1956 году решением пленума и за подписью 2-го секретаря РК Ф.Ф. Петрова  он отправляется на учёбу в Красноярский институт повышения квалификации. Окончив его в 1958 году, Иван Васильевич работает директором завода.  С 1965 года - начальником авторемонтного цеха. С 1972 по 1980 годы - парторг завода. Это был один из лучших парторгов. В 1977 году его избирают  депутатом    Илькинского  поссовета.  Иван  Васильевич -  ветеран труда  и  ударник     10-ой пятилетки.

Говоря об успехах послевоенного времени надо заметить, что женщины всегда старались понять своих мужей и помогали им  морально и физически воплощать в жизнь задуманное. Так вот и в этой многодетной  семье Ивану Васильевичу была поддержка со стороны жены  Любови Григорьевны, 1926 года рождения. В 1958 году это - заботливый начальник ЖКО. С 1967 года - 9 лет она работала зав. баней. Любили нашу баню даже москвичи. Голь на выдумку хитра - есть такая пословица. Так вот, заходишь, бывало, в нашу баню,  и боишься ногой замарать ковёр в холле. Только внимательно приглядевшись, понимаешь, что этот ковёр коллектив «выстелил» кистью и красками. Приятно - цветы, встречают добрые приветливые банщицы: мать-героиня Головунина Нина Михайловна и Мария Бритовская. После ухода на пенсию Любовь Григорьевна Корчагина ещё 16 лет работала в Госстрахе. Она имела медали «Ветеран труда»,  «За доблестный труд» и юбилейные медали 1941-1945 г.г., 5 дипломов  «Лучший агент Госстраха», почётные грамоты. В 1967 году была занесена на Доску Почёта завода, в 1974 году занесена в Книгу Почёта. В её трудовой книжке 20 благодарностей и премий. А умерла эта трудолюбивая женщина, так и не уразумев, чья же она пенсионерка - какого предприятия, коль уходила на пенсию дважды.

История дальнейшего становления и развития завода связана с именем участника Великой Отечественной войны Константин Спиридонович Калиниченко, который руководил заводом с 1960 по 1977 годы. Именно в этот период начинается реконструкция завода и его дальнейшее строительство с грандиозным размахом, невиданным в этих местах. Возводится главный корпус, разборомоечный, инструментальный, кузнечнопрессовой и механосборочный цеха, компрессорная, новые материальные склады, собственная котельная и электростанция.

Он родился в 1914 году в Воронежской области. Перед войной окончил артиллерийское училище, служил в Житомире. Фронтовые дороги вели молодого офицера через Кавказ, Болгарию, Румынию. Войну закончил в звании майора, был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией».

С 1948 года  он 11 лет  отработал техническим руководителем в железнодорожном депо города Новохопёрск Воронежской области. В 1959 году  Н.С. Калиниченко с женой и тремя детьми переехал в Ильку и был принят на авторемонтный завод в качестве старшего мастера производства. Незаурядные способности мастера были быстро замечены. И уже через 8 месяцев его назначили директором завода

В период его руководства с 1960 по 1977 годы, за период реконструкции и строительства, уже в 1972 году мощность завода достигла небывалого взлёта - выросла в 9 раз. Возрос и объём выпуска готовой продукции. Заводчане стали ремонтировать автомобили и двигатели к ним. Лесная промышленность стала получать машины новых марок, и это всё требовало новых освоений. Теперь вместо  ЗИС-21 ремонтировали автомобили марки МАЗ и КРАЗ, шло изготовление прицепов-тяжёловозов грузоподъёмностью 20 тонн, автопоездов ЛГ-13, внедрялись новые технологические процессы: хромирование, оцинкование, термическая обработка деталей методом газовой цементации, закалка током высокой частоты.

Константин Спиридонович был не только строгим и принципиальным руководителем, но и добрым наставником молодёжи. На заводе широко развивается социалистическое соревнование и рационализаторств. За свой труд К.С. Калиниченко был удостоен орденов «Трудового Красного Знамени», «Знак Почёта», медали «За доблестный труд» и многих других наград. Он любил охоту, занимался разведением кроликов.       И так, богатое наследство оставил после себя Константин Спиридонович Калиниченко. Он не только сформировал руководящий состав управления, он уже, по сути, и наметил тех, кто сможет заменить ушедших. За 17 лет работы он задал хорошие темпы развития завода. Старейшие и опытные рабочие всегда в почёте, их трудовая деятельность ставится в пример молодым, только начинающим свой рабочий путь. Жизнь Владимира Антоновича Петраковского - хорошее тому подтверждение. По его пути пошёл сын Александр Петраковский. Среди комсомольцев - 20 ударников коммунистического труда. Лучшими из лучших являются Виктор Логунов, Ольга Спиридонова, Лидия Логунова, Николай Пьянников, Пётр Родионов, Иван Дронов, Сергей Александров. Токарь механического участка, председатель цехового комитета Александр Лапинагов первым выступил в заводе с призывом: «Пятидневное задание - за четыре дня», «Пятилетку - за четыре года». И это не простые слова. За высокие производственные показатели комсомольцам электроцеха трижды подряд присуждалось переходящее Красное Знамя РК ВЛКСМ, которое в 1958 году в честь 40-летия годовщины Ленинского комсомола  было передано заводу на вечное хранение. Первыми были удостоены нагрудного знака ЦК ВЛКСМ электрик Родион Никонов, Фёдор Федотов, Владимир Сороченко. У комсомольцев появилось много интересных дел, и поэтому к ним тянулась и несоюзная молодёжь. На всех участках дети заменяли своих отцов и матерей.

Константин Спиридонович не бросил завод - я уйду, а там хоть трава не расти. Он скрупулёзно искал себе замену. Нашёл и стал её готовить. Это была следующая яркая  личность - Юрий Нанзатович Цыбиков, ставший впоследствии полномочным представителем Президента Бурятии при правительстве Российской Федерации в Москве.

Юра рос среди нас, в замечательной семье Нанзата и Марии Цыбиковых, которые дали не только Ильке, но и России достойных сыновей: Юрия, Намжила и Евгения. Закончив Илькинскую среднюю школу, он поступил в Томский политехнический институт. После окончания этого ВУЗа  по распределению приехал  в Хабаровский «Энергомаш» на должность технолога.  Но его переводят мастером, затем старшим мастером. В 1968 году уже с семьёй он приехал домой, в Ильку. Молодой специалист с большим рвением приступает к работе. Начал изучать производство с азов: мастер, старший мастер, начальник цеха, начальник ПДО, начальник планово-экономического отдела.  Вот такой разбег дал Константин Спиридонович молодому заму. В этом и прослеживается кадровая политика директора в преддверии ухода на пенсию.

Сев в директорское кресло, Юрий Нанзатович уже, что называется, с завязанными глазами, знал всё производство и каждый уголок в нём. Тон в работе предприятия задан пятилетками, надо думать и о социальном быте трудящихся. Построен детсад на 240 мест - очереди на устройство не стало, дети все были подготовлены к школе уже в детсаде. Журнал очерёдности устройства детей был перечёркнут. Следующая задача - надо освободиться от очерёдности на получение квартир. Начали строить благоустроенные дома, причём, если два дома трехэтажных строили заключённые, то, сейчас  перешли на генподрядчика, а в дальнейшем и от них отказались, но это позже. Пока строим параллельно 2 четырёхэтажных дома по 36 квартир в каждом. Всё равно жилья не хватает. В следующую очередь заложено два двухэтажных дома, уже очередь уменьшается. Нанимают бригаду для капитального ремонта двухквартирных домов по улице Заводской. Делаются душевые в каждом цехе и в заводоуправлении. Начинается борьба за культуру производства. При заводском профкоме работают комиссии по всем направлениям. Во главе соц. соревнования стоит член профкома Н.С. Третьяков, он же и председатель комиссии по культуре  производства. Каждую пятницу  день «чистоты» с оценкой за неделю после комиссионной проверки.

Наряду с передачей завода Константин Спиридонович передаёт как отдельный цех подшефный колхоз имени Карла Маркса. Он всегда  был предметом заботы завода. В 1972 году коллектив предприятия огородил культурные пастбища площадью 100 га. Ежегодно на сезонные работы завод выделял колхозу трёх трактористов, бригаду в 10 человек на сеноуборку,  убирали и картофель на поле в 15 га. 15 человек трудились на уборке хлеба. На все эти работы шли с удовольствием со своим поваром. Продукты выдавал колхоз. А вот что не хотели делать, так это заготовку веточного корма. Почему? Да только потому, что вырубали молодые берёзки, слаживали их в копны или кучи для дальнейшей вывозки. Однако  когда приезжали на следующий год, ветки так и оставались лежать в лесу, как пища короедам.

Организация работы у подшефников  возлагалась на замдиректора, в то время - Г.Ф.  Вставского  и парторга завода  И.В.  Корчагина.  Бригады были всегда одни и те же - бригадиры Виктор Григорьев и член профкома Александр Шевчук, комбайнёр Николай Коренев, бульдозерист Николай Павлов. Когда коллектив подобранный, с ним легко и колхозному руководству. Они приходили, как уже в освоенный цех. Оборудование и инструменты готовили сами.

На замдиректора лежала вся работа и по снабжению. Шли разработки новой продукции, и надо было вовремя заказать комплектующие, организовать связи по поставке, расширить взаимоотношения. Металл для изготовления продукции завод получал с Урала и Новокузнецка, уголь - с Черемхова и Гусиноозёрска. Запчасти для ремонта и комплектующие поступали из Ярославля, Пензы, Алма-Аты, Минска, Ленинграда. Мерительный инструмент -  из Вильнюса, Еревана, Хабаровска и Новосибирска. При таком раскладе должна быть чёткая работа отдела материально-технического отдела. От его работы зависело всё производство. Снабженцы, порой возвращались из одной командировки и сразу же уезжали в другую. Из Минска  приходилось вывозить детали самовывозом, т.е. в Москве нанимать машину и с Минского автозавода доставлять запчасти на погрузку в контейнер для отправки транзитом Москва - Улан-Удэ для Ильки. Для таких связей использовался штатный помощник при объединении «Союзлесреммаш». В отделе работали элитные кадры под руководством Н.Т. Гагарина. Отделы были скомплектованы ещё при К.С. Калиниченко, но Юрий Нанзатович, с его философским мышлением ради достижения выполнения плана, использовал всех. Он  порой ценой собственного времени и времени подчинённых  вытягивал план в течение двух последних дней месяца. Но 1 числа следующего месяца продукция была сдана в отдел сбыта. А там уже раскручивался начальник Е.И. Заиграев. Были такие моменты, когда ради «плана  любой ценой», последние ночи не спали. Начальники, мастера становились на комплектацию - «гнали план». А наутро не спавшие, но счастливые, рапортовали директору: продукция сдана в срок. Завод выполнял и военные заказы по запасным частям. Первого числа каждого месяца военпред приезжал проверять и принимать продукцию согласно ГОСТов. Вскрывал любой ящик и проверял, но возвратов не было. Если были серьёзные задержки запчастей или металла, в конце месяца Юрия Нанзатовича можно было увидеть и за рулём автопогрузчика, особенно в авторемонтном цехе

Как на ладони и деятельность ещё одного постсоветского директора ИАРЗ Мупкина Анатолия Очировича. Эти три директора вели коллектив по пути роста не только увеличения  продукции, но и роста производственных мощностей, обновления оборудования и, главное, внедрение новых технологий. Завод был единственным хранителем технологической документации.

 Директором А.О Мупкин работал с 1981 г. по 1985 г. К этому времени объём производства продукции превышал 6 млн. рублей, увеличился по сравнению с первыми годами работы завода в 180 раз. Предприятие превратилось в высокомеханизированное, оснащённое современными станками и оборудованием. Со станции Илька во все концы могучего великого Советского Союза шли составы с выполненными заказами. В 1985 году А.О. Мупкин по рекомендации Бурятского обкома КПСС переведён в промышленное объединение «Бурятфермаш» на должность замдиректора по кадрам и быту. 39 лет отдано им расцвету промышленности Бурятии. За деятельность в должности начальника конструкторско-технологического отдела АРЗ  А.О. Мупкин награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.; «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».  В 1982 году - Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР и т.д.

За 8-ю пятилетку: установлено 35 единиц нового производственного оборудования, пущено в эксплуатацию 700 единиц нестандартного оборудования технологической оснастки. Освоено изготовление 596 наименований и реставрации 211 наименований деталей, изготовление 96 наименований деталей методом холодной и горячей штамповки. Внедрён ряд технологических процессов, таких как гальваника для хромирования и оцинкования деталей. Внедрён технологический процесс термической обработки деталей методом газовой цементации с последующей обработкой токами высокой частоты.

В те годы на заводе был самый сильный технический отдел, которым руководил Мупкин Анатолий Очирович. За самый точный и ответственный цех - изготовление запасных частей отвечала технолог Казанцева Ида Васильевна. Изготовление шло на военные заказы и проходило обязательную проверку военпреда. Разработкой штампового производства занималась Шадук-Борисова Галина. Конструкторским бюро руководил В.В. Вандумин, у него в подчинении работали Олег Мисник, Г.Н. Казанцев, позже Анатолий Николаев. Заведующей  чертёжно-копировального бюро  была  Зубакина Г.А. 

Когда наступили годы перестройки весь посёлок кардинально преобразился. Завод закрылся, а некоторые его цеха оказались в плачевном состоянии. Прекратил своё существование КБО. Трибуны стадиона растаскивал кто как мог, спортзал разобрали на кирпичи. Школа несколько раз перекочевывала из одного здания в другое. Закрыли вокзал железнодорожной станции, баню. Больница стала амбулаторией.